2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Перейти вниз

2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Сообщение автор Кромберг Сергей в Чт Фев 16, 2017 4:42 pm

1. ответ на вопрос: перечислить по порядку основные части лютеранского богослужения

Литургика является наукой, изучающей литургию. Слово «литургия» восходит к греческим корням leïtos = гласный и ergon =выполнять работу. В более общем смысле литургия обозначает служение на благо общественности.
Литургия не является чем-то обособленным; она является богослужебным действием церкви. Поскольку христианская церковь распалась на конфессии, литургика всегда носит конфессиональный характер. Евангелическая литургика имеет лишь ограниченное сходство с католической или православной литургикой.
Молитвой Отче наш, установлением вечери и приказанием крестить Иисус создал предпосылки для создания христианской литургии.
Знание старейших литургических традиций христианской церкви является крайне необходимым. Важнейшими источниками послеапостольского времени являются: первое послание Клементия, Дидахе, свидетельство мученика Иустина в его 1ой апологии и церковное последование Ипполита.
богослужения.
Богослужение в протообщине имеет следующее построение:
1. Чтение "Воспоминаний апостолов" (Евангелий и посланий Павла?) лектором. Чтение начиналось, "когда было достаточно", то есть предположительно по сигналу предстоящего или же, когда собиралась вся община.
2. Проповедь предстоящего.
3. Молитва, для которой все вставали.
4. Принесение хлеба и вина (смешанного с водой).
5. Молитва предстоящего (префация?), которую община подтверждала словом "аминь".
6. Причащение всех членов общины. Отсутствующим членам общины диаконы приносили что-то из освященных даров.
7. Дары (жертва благодарения), которые распределял предстоящий среди вдов, сирот и всех нуждающихся.
Агенды не пишутся раз и навсегда. Если христианская община жива, то спустя одно-два поколения возникает по той или иной причине потребность ревизии.
В наше время:
Литургические части лютеранского богослужения
Факультативная подготовительная молитва (Confiteor)
Входное (Introitus)
Kyrie eleiso
Великое славословие (Gloria in excelsis)
Молитва дня (коллекта)
Чтения
Аллилуйя и Степенен (Graduale)
Символ веры (Credo)
Проповедь
Жертва благодарения (Offertorium)
Большая церковная молитва
Литургия Причастия
Завершение богослужения


Кромберг Сергей

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2016-11-03
Возраст : 61
Откуда : Евпатория

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: 2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Сообщение автор Кромберг Сергей в Чт Фев 16, 2017 6:04 pm

2. ответ на вопрос:как в лютеранской церкви на богослужении оформлено общее исповедание грехов
 Опираясь на традицию римской мессы, часть лютеранских агенд содержит исповедание грехов с прилегающим отпущением грехов, являющимся достоянием всей общины (в соответствии с евангелическим пониманием того, что вся община является носителем богослужения). Подготовительная молитва ни в коем случае не может заменять исповедь, прежде всего, потому что за ней не следует отпущение грехов ("…возвещаю вам: прощаются вам грехи ваши…"). Подготовительная молитва предоставляется целесообразной, потому что иначе как с чувством собственного недостоинства и вины христианин не может предстать перед Богом. Если в общине не принято общее исповедание грехов, необходима просто тихая молитва, которую совершает каждый перед началом богослужения. В любом случае те, кто проводят богослужение (пастор, кантор, лектор, служитель алтаря) должны перед началом богослужения помолиться в сакристии.
 Саксонская земельная церковь является единственной земельной церковью, которая вместо подготовительной молитвы в начале богослужения поместила общую исповедь с отпущением грехов перед большой церковной молитвой, эта традиция, характерная для Саксонии с конца 16 века, сохраняется и в новых ординариях.

Кромберг Сергей

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2016-11-03
Возраст : 61
Откуда : Евпатория

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: 2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Сообщение автор Кромберг Сергей в Чт Фев 16, 2017 6:52 pm

3.ответ на вопрос 4: кратко про церковный год.
  Построение церковного года начинается только во 2 веке.
  После Пасхи с предшествующими ей неделями поста и последующим временем радости существует еще один важный центр церковного года - Рождество.
 Церковный год является годом Христа: он начинается с приготовления к рождению Христа и заканчивается воскресеньем Страшного Суда.
  Праздник Пасхи выпадает на первое воскресенье после весеннего полнолуния. От Пасхи зависит время празднования Вознесения, Пятидесятницы с последующим Троицыным временем (чем раньше празднуется Пасха, тем больше воскресений Троицына времени будет в церковном году), начало поста и число воскресений после Богоявления. Рождество, напротив, не является передвижным праздником и зависит, таким образом, от солнечного года. То же самое касается и праздников, зависящих от Рождества: Благовещения (25.3), Очищения Марии (2.2 = Сретение), Обрезания Господня (1.1), дня Иоанна Крестителя (24.6) и Богоявления (6.1). Точно таким же образом являются непередвижными праздники апостолов, памятные дни мучеников, Михайлов день и день Реформации, однако, они всегда приходятся на разные дни недели.
Каждое из воскресений Адвента заслуживает особое внимание (первый Адвент: Твой царь грядет - второй Адвент: Твой судья грядет - третий Адвент: Готовьте путь Господу - четвертый Адвент: радость близка).
Рождество - самый молодой из церковных праздников. В настоящее время Рождество приобрело значение самого посещаемого богослужения в церковном году
 Старейшим церковным праздником является Пасха.
Пост начинается в среду перед воскресеньем Invokavit, в пепельную среду. Это сороковой день до Пасхи, если не считать воскресений.
За Пасхой следуют 50 дней времени радости церковного года, которое заканчивается праздником Пятидесятницы (Деян. 2, 1). На это время приходится праздник Вознесения Господня (40й день после Пасхи, Деян. 1, 3).
За Пятидесятницей следует Троицын день и целая череда воскресений после Троицы.

Кромберг Сергей

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2016-11-03
Возраст : 61
Откуда : Евпатория

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: 2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Сообщение автор Кромберг Сергей в Сб Фев 25, 2017 9:25 am

Ответ на вопрос 3. Соотношение литургии слова и литургии причастия?
 - Римская месса воплощает собой полтора тысячелетия западного литургического развития, которому с самого начала обязана и лютеранская церковь.  
   месса подразделяется на две главные части, то есть на литургию слова и евхаристию

Литургия слова
Первое чтение - в основном из Ветхого Завета (если будет три чтения)
Graduale - Степенен, пение псалма (соло, с антифоном, исполняемым
общиной) или гимн
Второе чтение - не обязательное, однако традиционное на
воскресных богослужениях; обычно чтение послания
Аллилуйя - ответ общины "аллилуйя" на стих из псалма, исполненный
хором, или гимн
Евангелие - чтение из одного из Евангелий
Homilie - толкование одного из прочитанных отрывков или какого-
либо другого текста для мессы; обязательная часть на воскресных
богослужениях, в другие дни рекомендуемая
Credo - исповедание веры (Никейский или Апостольский символ веры,
который вместе произносят или поют) или гимн на слова исповедания
Большая церковная молитва
Евхаристия
Песнь приношения - пение во время священнодействия
приготовления Даров и сбора пожертвований, происходящего в это же
время. Священник произносит тайные молитвы, только в конце
приношения начинаются гласные молитвы:
Антифон приношения
Префация и Трисвятое - Трисвятое может исполняться в форме гимна
Канон - Со времени 1 Адвента 1968 года помимо Canon Missae
существует еще три канона, которые произносятся вслух на немецком
языке, до этого времени канонические молитвы (из страха перед
разглашением священных текстов) произносились тайно. Центральной
частью канона являются слова установления, которые завершаются
преосуществлением хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Pater noster - молитва Отче наш, которая из-за четвертого прошения,
применяемого к Таинству алтаря, стала застольной молитвой
христианской общины перед Вечерей Господней; произносится на
родном языке
Agnus Dei - Агнец Божий, песнопение при преломлении хлеба
Подготовительная молитва - община готовится к принятию Причастия,
произнося молитву: "Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров
мой, но только скажи слово, и исцелеет душа моя" (Матф. 8,Cool
Причастие - совершаемое при пении общины, соответственно, хора
Postcommunio - заключительная, соответственно, благодарственная
молитва
Благословение - тринитарное благословение общины
Отпуст - Месса совершена (Ite, missa est) - Благодарение Богу (Deo
gratias).
  Лютер подчеркивает тот факт, что евангелическое богослужение в его представлении является очищенной римской мессой. Лютер принимает литургию
слова. Он сохраняет ее с незначительными изменениями.
Порядок немецкой мессы, предложенной Лютером, можно кратко
представить в следующей схеме:
Introitus - Входное, немецкий гимн или псалом (распеваемый на один
из тонов)
Kyrie - три раза, а не девять раз как в римской мессе
(Gloria - Славословие, отсутствует)
Коллекта
Послание
Graduale - Степенен, немецкий гимн
Евангелие
Credo - Символ веры, написанный Лютером в виде песни "Wir glauben
all"
Проповедь
Парафраз Отче наш - Сама молитва не произносилась
Увещевание перед Причастием - на месте префации; однако Лютер не
хотел, чтобы это увещевание превращали в общую исповедь.
Слова установления - Причащение хлебом сразу же после слов
установления о хлебе, только потом слова установления о чаше с
примыкающим причащением вином. Отсутствие какой-либо
произносимой формулы. Во время Причастия исполнялись среди
прочих немецкий Sanctus ("Jesaja dem Propheten") и немецкий Agnus
Dei ("Christe, du Lamm Gottes").
Благодарственная молитва
Благословение.

Кромберг Сергей

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2016-11-03
Возраст : 61
Откуда : Евпатория

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: 2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Сообщение автор Кромберг Сергей в Сб Фев 25, 2017 10:03 am

5. ответ на вопрос 5 возрождение лютеранской литургической традиции
   В настоящее время ведутся работы над
"обновленной агендой", то есть над служебником, в котором будет
сохранена старая основная структура, но в котором будет избегаться
богослужебная косность за счет большого числа вариантов.
Агенды не пишутся раз и навсегда. Если христианская община жива, то
спустя одно-два поколения возникает по той или иной причине
потребность ревизии.
Объединенная Евангелическо-Лютеранская Церковь и Униатская
Евангелическая Церковь отошли после внедрения агенды от
исправленного порядка чтений и шестилетнего цикла текстов для
проповеди. В выбор, ограничение и представление текстов
староцерковного порядка чтений были внесены изменения. Таким
образом, избавились от повторов и включили на их место особенно
важные тексты, которых не было в предыдущем лекционарие. Тексты
проверялись на пригодность для чтения и проповеди: не всякий текст,
по которому можно проповедовать (Prädikabilität), годится для прочтения
без комментариев на богослужении (Lektionabilität). Во многих случаях
изменили границы отрывков (Perikopen), поскольку в старых порядках
чтений они были не очень удачно установлены. Циклы Евангелий и
Посланий были организованы таким образом, чтобы ясно
просматривалась их связь между собой ("Konsonanz"). Ветхозаветный
цикл был полностью переработан. Однако в настоящее время не следуют
чтению трех отрывков из Писания (по примеру римской церкви);
ветхозаветные тексты можно предложить в качестве первого чтения для
тех лет, в которые проповедуют по тексту из Послания (который в
данном случае зачитывается с кафедры). Также можно прочитать текст
из ветхозаветного цикла на месте Послания.
Следствием изменения текстов чтений должно было стать изменение
цикла песен Степенен, потому что с самого начала они были связаны с
текстами. К тому же часть песен недели не сохранилась в плане текста
или мелодии. Для половины воскресений и праздников были внесены
двойные предложения ("…или…"). В таком случае обе предложенные
песни рассматриваются как равные. Принцип большей вариативности
был применен по отношению к циклу песен недели.
Изменение лекционария затронуло и молитвы дня. Однако независимо от
этих изменений содержания, Лютеранская литургическая конференция
уже предприняла языковую переработку старых молитв дня, а также
предложила новый цикл в качестве дополнения. Также старые Входные
(Introiten), которые в Троицыно время просто составлялись как чтения с
опущениями (Eklogadie) и по содержанию не подходили целому ряду
воскресений, были - сначала лишь в некоторых случаях - заменены
новыми. То же самое касается и строф "Аллилуйя".
 Главная мысль
звучит следующим образом: для всех лютеранских и униатских
земельных церквей должна существовать единая основная структура;
однако агенда должна также предлагать достаточный ряд вариантов,
частично для сохранения особенных традиций земельных церквей,
частично для оживления слегка закосневшего порядка ("варианты
основной структуры").

Кромберг Сергей

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2016-11-03
Возраст : 61
Откуда : Евпатория

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: 2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Сообщение автор Elena Bondarenko в Чт Мар 02, 2017 11:17 pm

Ответы полные и правильные, но много точных цитат из материалов для подготовки. Оценка: Удовлетворительно. Зачтено.
avatar
Elena Bondarenko

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2016-08-01
Возраст : 43
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: 2 - Литургика, основы проведения богослужения (01.12.2016 - 28.02.2017)

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения